Статьи

Не пойти ли в электромонтажники? Это разумное решение с учетом спроса!

Кем мечтают быть современные дети и тинейджеры? Айтишниками, финансистами, дизайнерами и так далее. Вряд ли кто-то грезит о профессии электромонтажника. Она кажется какой-то архаичной. Между тем без труда электромонтажников большинство современных цифровых видов деятельности и технологий не были бы возможны в принципе. Да и сама профессия не так проста, как порой кажется тем, кто с ней толком не знаком. А высокая потребность рынка труда в электромондажниках дает понять, что с поиском работы в этой сфере проблем не будет. Как работодателям важны такие специалисты, показывает пример компании IEK GROUP.

Человечество еще не научилось передавать электроэнергию на большие расстояния без проводов. А значит, специалист, который умеет грамотно эти провода коммутировать (соединять), будет востребован еще долго. Но настоящих профессионалов на рынке критически мало. IEK GROUP, как одному из ведущих российских производителей и поставщиков светотехнического и электротехнического оборудования, проблема дефицита хороших электромонтажников известна не понаслышке. Вот какой проект придумали в компании, чтобы эту проблему решить.

Проблема: нехватка профессиональных кадров

По статистике более 25% бытовых пожаров происходят из-за «неправильных рук» — из-за нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования.

Чтобы было идеально и безопасно, электромонтажник должен быть отличным специалистом. Грамотным, хорошо подготовленным, любящим свою профессию.

На протяжении двух десятков лет молодежь не хотела изучать не только электромонтаж, но и рабочие профессии в целом. Это было «немодно». И в итоге учащимися колледжей зачастую ребята становились не по принципу выбора профессии, а по принципу «получить диплом для корочки», причем после выпуска из ссузов они не планировали работать по специальности. В результате, по заявлениям представителей учебных заведений, до последнего времени колледжи выполняли «социальную функцию» — забирали молодежь с улиц.

Проблема нехватки специалистов усугубляется еще и тем, что электрики со стажем работают по стандартам и методикам 20-летней давности. Но технологии электромонтажа и оборудование значительно изменились за это время. Изменились и требования к современному электромонтажнику. Сегодня хороший специалист должен не только правильно эксплуатировать оборудование, но и уметь его собирать: устанавливать щиты, полностью монтировать электросеть и программировать ее. То есть современное оборудование порой требует от электромонтажников знания даже азов программирования. Не говоря уже о физике и математике, а также необходимости непрерывно совершенствовать свои навыки: ведь технологии не стоят на месте.

Если сейчас не изменить ситуацию, через десять лет профессиональных электромонтажников, знающих современное оборудование, умеющих и желающих качественно работать, просто не будет», — говорит Петр Некрасов, руководитель проекта IEK GROUP Future Challenge.

Решение: растить будущих профессионалов со школы

В IEK GROUP решили действовать масштабно: прививать интерес к профессии еще со школьных лет. Так в конце 2018 года родилась идея программы профессионального развития IEK GROUP Future Challenge (что в переводе означает вызов будущего).

«Нам важно дать понять ребятам, что электромонтажник — интересная, современная, перспективная профессия, совсем не ассоциирующаяся с «дядькой» в грязном комбинезоне, который непонятно где и что делает», — отмечает руководитель проекта, — это профессия, которая входит в тройку самых популярных рабочих профессий в мире и всегда будет востребованной и хорошо оплачиваемой».

Программу разработали в трех направлениях:

  1. мастер-классы по электромонтажу в школах и колледжах;
  2. профессиональные пробы на выставках и чемпионатах профессиональных навыков;
  3. профотряды в детских лагерях отдыха.

Профориентационные классы в школах — идея, конечно, не новая. Чемпионаты профессионального мастерства — тоже. Но если сейчас в основном в таких классах и чемпионатах принято давать подросткам игровые задачи, то в IEK GROUP решили сосредоточиться на практических бытовых задачах. Начиная от элементарного «соединил провода — загорелась лампочка» и заканчивая программированием простейших коммуникаций на уровне квартиры.

«Если говорить о массовой профориентации, то часто она сводится к игре в конструкторы или в демонстрацию полета дронов. Но, на наш взгляд, чтобы привить ребенку интерес, а затем и любовь к профессии, с ним не нужно играть. Ему не обязательно нужно показывать шоу. С ним нужно вести себя как со взрослым. И мы дали детям в руки реальное оборудование, реальный инструмент и реальные задачи, — рассказывает Петр Некрасов. — За три месяца создали рабочую группу и продумали пилот программы по работе с детьми. А в марте протестировали идею на целевой аудитории.

C 2016 года мы ежегодно проводим Открытый отраслевой чемпионат по электромонтажу. В 2019 году в его рамках мы организовали мастер-классы для подростков на базе Казанского государственного электротехнического университета. Участникам предлагалось выполнить небольшие задания по электромонтажу — минут на 10–15 каждое. Мы убедились, что идея ребятам понравилась».

Благодаря презентации на базе КГЭУ о программе узнали школы и колледжи Татарстана. Затем компания организовала работу по трем направлениям, благодаря которым за 2019 год программа IEK GROUP Future Challenge распространилась в 24 регионах России.

1. Точечные связи с колледжами и школами в регионах

Лучше всего работал старый проверенный метод «взять трубку и позвонить». Организаторы обзванивали колледжи, гимназии и школы и предлагали свою программу дополнительного образования.

В качестве формата обучения выбрали субботние мастер-классы. За два часа дети с нулевыми знаниями об электромонтаже получали краткую теорию и коммутировали электрическую установку. Проще говоря, соединяли провода, чтобы лампочка загорелась.

«Главной особенностью мастер-классов стали наставники. Казалось бы, чего проще — просто привлечь к работе сотрудников компании или нанять игротехников? Но взрослые ведущие не всегда могут полностью расположить к себе детей. Все равно остается дистанция. Мы же хотели в первую очередь вызвать у ребят доверие, поэтому наряду с профессиональными инженерами и электриками пригласили проводить мастер-классы молодых ребят — участников и победителей чемпионатов рабочих профессий WorldSkills Russia, студентов колледжей и школьников (юниоров), чемпионов России и мира», — рассказывает Петр Некрасов.

Ставка на подростков в качестве ассистентов и самостоятельных преподавателей мастер-классов оказалась верной. Ребятам легче общаться друг с другом на одном языке и понимать, что если смогли их сверстники — смогут и они. Это вопрос доверия, интереса и соперничества.

Всего в программе IEK GROUP Future Challenge, или «Вызов будущего», в рамках сотрудничества со школами и колледжами поучаствовали 500 подростков из Татарстана, Краснодарского края и Свердловской области. На постоянной основе программу внедряют в одной из гимназий Новосибирска и в колледже Мурманска.

2. Профотряды в «Орленке»

В апреле 2019 года в рамках Московского образовательного салона участники рабочей группы проекта IEK GROUP Future Challenge познакомились с представителями крупнейшего Всероссийского детского центра «Орленок» и оператора тематической смены «Профильные техноотряды» — Московского государственного образовательного комплекса. Рассказали о программе, и результатом диалога стало предложение уже в июне 2019 года запустить программу в ВДЦ «Орленок».

В лагере «Звездный» «Орленка» для участников техноотрядов были организованы профпробы и курсы по электромонтажу. В пробах приняли участие более 200 человек, а лучшие 30 ребят прошли курсы и сдали демонстрационный экзамен — новый формат проведения итоговой аттестации в российских колледжах (станет обязательным в 2021 году). По результатам экзамена ребята получили Skills Passport, своеобразное цифровое портфолио, демонстрирующее их практические знания в электромонтаже. Этот документ пригодится ребятам в будущем, если они выберут профессию электрика. Skills Passport признан крупнейшими работодателями России, начиная от госкорпораций и заканчивая производителями оборудования, которые готовы рассматривать и доверять компетенциям, подтвержденным в этом уникальном документе.

«Мне особенно запомнилась одна участница, — вспоминает Петр Некрасов. — Ей было лет 12, хрупкая девочка с двумя косичками, очень ловкая. Она соединяла провода быстрее мальчишек».

Интерес к электромонтажу именно девочек разрушил стереотип, что это дело — чисто мужское.

3. Чемпионаты по профессиональным навыкам

IEK GROUP расширила программу сотрудничества с WorldSkills, представив проект IEK GROUP Future Challenge на трех уровнях чемпионата: национальном, мировом (охватывает школьников и студентов технических колледжей), а также на чемпионате для рабочих — WorldSkills HighTech. Для участников устраивали короткие профпробы по электромонтажу. Каждый стенд был посвящен одной задаче: спрограммировать, скоммутировать или найти неполадку и устранить ее.

В качестве экспертов для работы на стендах пригласили волонтеров — студентов-третьекурсников из тех колледжей, с которыми компания к тому моменту уже сотрудничала. Ребятам было настолько интересно продвигать программу, которую они уже считали своей, что они даже внесли свой вклад в ее усовершенствование.

«Изначально мы приготовили для чемпионата несколько стандартных стендов — схем для электромонтажной работы, — делится Петр Некрасов, — но уже после первого дня волонтеры сказали, что им скучно работать на одном и том же стенде. Нам пришлось оперативно предложить новые варианты. Это был хороший урок работы с молодой аудиторией: они хотят постоянного развития, чего-то нового».

Итоги проб на чемпионатах превзошли ожидания. Организаторы рассчитывали, что через их стенды пройдет максимум 700 человек, а прошло около 5 тысяч.

Результаты

Проект IEK GROUP Future Challenge, или «Вызов будущего», помог компании установить крепкие связи с учебными учреждениями по всей стране: школами, колледжами, профтехучилищами. Порядка 70% колледжей, знакомых с программой, уже закупили оборудование IEK GROUP.

На базе «Орленка» программу планируется поставить на поток, организовав постоянную базу для профильных техноотрядов (программа становится обязательным модулем тематической смены). Это собирались сделать уже в 2020-м, но в планы вмешалась эпидемия коронавируса: смену перенесли с лета на ноябрь.

Благодаря программе компания заложила фундамент для развития бренда на рынке в ближайшие 5–10 лет. Этот фундамент складывается из четырех составляющих:

  • интерес к профессии у юного поколения, представление о ней как о перспективной и современной;
  • совершенствование навыков молодых специалистов (благодаря их работе волонтерами);
  • подготовка квалифицированных кадров;
  • рост лояльности к бренду компании со стороны преподавателей и выпускников учебных заведений, а также крупных промышленных центров.

Весь проект обошелся в 500 000 рублей, что совсем немного для такого масштаба и охвата. Эта сумма складывалась в основном из транспортировки и установки оборудования, изготовления стендов и сувенирной продукции, оплаты работы экспертов. То, что обеспечить передачу знаний подросткам удалось частично силами волонтеров, — находка.

В дальнейших планах развития программы — трансляция ее на остальные регионы с переводом на дистанционные рельсы.

«Мы рассчитываем продолжать адресную работу с колледжами и школами лишь частично и ожидаем, что в основной массе участники программы в разных регионах смогут осуществлять ее уже самостоятельно с методической, технической и дистанционной организационной поддержкой от нас», — объясняет Петр Некрасов.

Вакансии дня